Что такое вариатор.

ВариаторУдивительно, но первую систему, которую можно считать прообразом этой автоматической коробки переключения передач, разработал великий изобретатель и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в далеком 1490-м году. Правда, тогда уровень развития технических средств не позволял устанавливать ее на средства передвижения. Зато такая система (первый вариатор) была популярна на мельничных производствах. В то время мельницы представляли собой довольно сложный механизм, который действовал на свои детали большими нагрузками.

Так как именно американские автопроизводители установили первую коробку-автомат на автомобиль еще в 1940-м году, то европейским компаниям, дабы не повторяться за своими коллегами с другого континента, пришлось искать новые решения. И вот силами голландских инженеров вариатор получил свое рождение. В 1958-м году автомобиль фирмы DAF вышел с конвейера с первой в новейшей истории коробкой-вариатором. Он произвел настоящий фурор. Поэтому и другие автопроизводители стали разрабатывать похожие системы под свои модели.

Сейчас такой автомобиль визуально никак не отличить от автомобиля с коробкой переключения передач другого типа. Зато, во время движения ощущаются все преимущества вариатора. Эта коробка постоянно и очень плавно меняет передаточные числа. А таких чисел у нее очень много, ведь вариатор — это коробка с бесконечным числом передач.

Однако как такое возможно? Как и все гениальное, устройство вариатора простое до безобразия. На два шкива устанавливаются диски в виде пологих конусов. В корпусе коробки при монтаже их обращают острыми краями друг к другу. Для передачи сил они соединяются клиноременной передачей.

Кстати, в вариаторах не применяют обычные ремни — при подобных нагрузках они бы не выдержали даже одной тысячи километров пробега. Для решения этой проблемы инженеры фирм-автопроизводителей разработали разные системы передачи нагрузок — специальные ремни с вживленными стальными нитями и цепи. Последняя система, кстати, активно внедряется на моделях немецкой фирмы Ауди.

Для того чтобы переключать передачи диски делают подвижными. За их передвижение отвечают сервоприводы. Причем движутся они синхронно — один сдвигает диск на первом шкиве, второй — раздвигает на втором.

Вот теперь можно представить, как работает вариатор. Электронное вычислительное устройство принимает информацию от датчиков, показывающих количество оборотов двигателя, двух шкивов, карданного вала и ведущих колес автомобиля. Над всем этим массивом информации мгновенно проводятся вычисления с целью найти такие параметры оборотов для всех вышеперечисленных механизмов, которые бы соответствовали указаниям, полученных через рычаги управления от водителя.

Водитель надавил педаль газа, чтобы увеличить скорость автомобиля. Вычислительное устройство вариатора просчитало нужные параметры. Далее оно дает команду сервоприводам на установку дисков шкивов в нужное положение.

Один шкив принимает нагрузку от двигателя, второй связан с ведущими колесами. Когда диски расходятся или сходятся, клиноременная передача движется по их поверхности вверх или вниз. Таким образом, меняется радиус оборота шкивов относительно друг друга. Вроде как маленькая шестеренка передает усилие на большую (и наоборот). Таким образом, меняется усилие. Причем меняется это усилие очень плавно. Цель работы вариатора — дать возможность автомобилю двигаться в нужном направлении, при этом двигатель должен работать на постоянных оборотах.

Вот поэтому вариатор — это коробка с бесконечным количеством передач.

Для того чтобы у автомобиля была возможность двигаться задним ходом, ставят планетарную передачу.

В принципе, механически вариатор устроен довольно просто. Однако его электронная начинка требует к себе внимания. От того, насколько четко откалиброваны ее команды, зависит ресурс деталей и расход топлива.

Но, как в каждой технике, у вариаторов тоже есть свои недостатки.

Во-первых, в данное время они не устанавливаются на двигатели с мощностью более 250-ти лошадиных сил. Иначе клиноременная передача не выдержит. Но уже сейчас существуют модели грузовой техники, где успешно работает вариатор. Поэтому не за горами время, когда такие коробки переключения передач будут устанавливаться и на более мощные легковые автомобили.

Во-вторых, техническое обслуживание вариатора довольно затратное и хлопотное дело. Нужен постоянный мониторинг физического состояния ремней. Кроме того, для вариатора нужно специальное масло, которое обеспечивает правильное смазывание трущихся деталей и не теряет нужные показатели сцепления ремня с поверхностью дисков. Как можно догадаться, стоит оно дороже обычного трансмиссионного.

Но, даже, несмотря на перечисленные недостатки, преимущества вариаторов их перевешивают. Самое главное — это плавность хода. Тем более что сейчас наметилась тенденция к увеличению передачей на автоматических коробках до 10-12. И это для легковых автомобилей. До вариатора им далеко.

Экономичность работы автомобиля – в этом тоже немалая заслуга вариатора. Поэтому светлое будущее ему обеспечено.



Похожие записи:

Замена масла КПП.
В разделе: Техническое обслуживание
Расскажем о том, как часто нужно менять масло в КПП и о том, какое масло стоит заливать в коробку передач.
Как продлить жизнь АКПП.
В разделе: Техническое обслуживание
Известно, что автоматические коробки передач намного чаще ломаются, чем механические коробки. Однако, если правильно эксплуатировать АКПП, то ей существенно можно продлить жизнь.
Комментарии (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Добавить комментарий