Роботизированные коробки передач

Роботизированные коробки передачДовольно часто в различных рекламных роликах о новых автомобилях можно услышать или прочитать, что они оборудованы роботизированными коробками («роботами») переключения передач. Звучит, конечно, приятно и солидно, однако что же это за механизм такой?

По своей сути такая коробка представляет собой аналог полуавтоматической КПП. Реализация ее работы сочетает в себе принципы двух противоположностей - механической КПП и автоматической КПП. С первой робот взял такую особенность, как переключение передач по желанию водителя. Однако есть одно существенное отличие - отсутствие педали сцепления. В классическом варианте, то есть с использованием механической КПП, перед переключением передачи необходимо выжать педаль сцепления (разъединить двигатель с коробкой передач).

Робот использует целый набор различных датчиков и актуаторов, а также собственные вычислительные мощности. Довольно хорошо проработан программный код робота. Поэтому он постоянно мониторит состояние подчиненных ему механизмов и синхронизирует их работу. Многие роботы умеют также подстраиваться под стиль вождения - они наблюдают за поведением водителя, запоминают некоторые моменты и могут предугадывать, как человек поведет себя в той или иной ситуации.

Для удобства водителя и линий сборок, рычаг робота в салоне располагается там, где обычно находится рычаг от механики. Однако направления его движения ограниченно двумя положениями – вперед и назад. Соответственно, они обозначают направление движения автомобиля. Кстати, пилоты гоночных болидов Формулы-1 используют две педали: одна скорости повышает, другая понижает.

Если представить работу такой коробки, можно увидеть следующий процесс:

1. Водитель переключает рычаг или подрулевой лепесток, выбирая направление движения.

2. Робот опрашивает датчики и другие системы автомобиля по поводу параметров их работы и получает данные.

3. Далее он обрабатывает полученную информацию и дает команду сервомотору на переключение той или иной передачи. Таким образом, все механизмы коробки синхронизируются.

Кроме того, при выборе передачи робот принимает во внимание данные о том, в каком режиме работают все механизмы автомобиля, взаимодействующие с коробкой.

Для вычислений робот-коробка использует свой процессинговый блок. Также в процессе участвует несколько сервомоторов и гидромеханический блок. Более того, робот, как отмечено выше, подстраивается под стиль вождения. А это значит, идет экономия топлива и увеличивается управляемость.

Для выбора направления движения выжимаются сразу обе педали, после чего поступает команда роботу.

В принципе, ездить на автомобиле с такой коробкой труда не составляет. Просто нужно следить, чтобы рычаг находился в нужном положении.

Сцепление используется автоматикой один раз - когда начинается движение с места. Водитель добавил газа, увеличил скорость оборота двигателя - робот подобрал нужную передачу и включил ее в рабочий процесс. Затем, в зависимости от ситуации, снова переключился на требуемую передачу.

Много разных производителей автомобилей экспериментируют с установкой таких коробок на самые разные виды транспорта. Например, их можно встретить не только на легковых автомобилях, но и на грузовых и на автобусах. Известная японская фирма поставила такую коробку на свой мотоцикл Ямаха.

Однако каждый производитель называет свою КПП по разному, из-за чего у роботизированных коробок множество названий, при одной сути работы. Например, на Пежо это 2-tronic, на Ауди - S-Tronic, а на Бугатти - DCT. Тойота называет ее SMT, а Мерседес - Sequentronic.

Да, и, несмотря на грозное название, это довольно деликатный механизм, который требует к себе бережного отношения.

Главное преимущество эксплуатации робота - водитель может сосредоточить больше внимания на контроле дорожной ситуации. Хотя, если честно, опытному водителю переключение коробки передач абсолютно не мешает, поэтому работа и с механической коробкой для него не проблема.

Роботизированная КПП отличается от АКПП (автоматизированной). АКПП - та же механическая КПП, но с дополнительными сервоприводами. Так, в частности, работа со сцеплением и переключением передач лежит на плечах этих приводов.

Но производители вносят в своих роботов разные дополнения. Так, например, фирма «Опель» оснащает роботов специальной функцией, которая по умолчанию переключает коробку в нейтральное положение. Для того чтобы завести автомобиль, нужно нажать педаль тормоза.

Для производителей робот-коробка представляет довольно интересный объект инвестирования. Она гораздо дешевле полностью автоматизированной коробки, при этом обладает ее достоинствами. С механикой ее роднит хорошая приемистость и не сильно большой расход топлива.



Похожие записи:

Ремонт механической коробки передач.
В разделе: Техническое обслуживание
«Механика» всё ещё популярна и в отечественных, и в иностранных автомобилях. Некоторые водители считают её более удобной и привычной, чем «автомат». Кроме того, стоимость по...
Как продлить жизнь АКПП.
В разделе: Техническое обслуживание
Известно, что автоматические коробки передач намного чаще ломаются, чем механические коробки. Однако, если правильно эксплуатировать АКПП, то ей существенно можно продлить жизнь.
Комментарии (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Добавить комментарий