Выбор и настройка зеркал обзора.

зеркало обзораАвтомобильные зеркала предназначены, прежде всего, для обзора задней и боковой части дороги. По своему расположению зеркала можно классифицировать на наружные, т.е. те, которые устанавливаются на внешней стороне автомобиля, и внутренние – устанавливаемые внутри салона.

При правостороннем движении автотранспорта легковой автомобиль должен быть оснащен правым и левым зеркалом, и внутрисалонным. Внешние зеркала особенно ценны тогда, когда на заднем стекле установлены жалюзи, и внутрисалонное зеркало не дает адекватного изображения, позволяющего дать водителю полную информацию. Если обзор через заднее стекло невозможен из-за конструктивных особенностей автомобиля, то внутрисалонное зеркало допускается вообще не ставить.


К зеркалам предъявляются определенные требования:

— должны просматриваться участки ровной дороги до линии горизонта (в идеальных условиях).

— конструкция зеркал должна обеспечивать четкое изображение при вибрации автомобиля на нервностях дороги.

— не допустимы цветовые и геометрические искажения предметов, которые могут ввести в заблуждение водителя.

Зеркала должны соответствовать нормам безопасности:

— наружные части зеркал должны выступать за предельные габариты автомобиля не более 200 мм, а их корпуса должны сложиться при столкновении (например, если автомобиль во время движения задел пешехода).

— на креплении внешних зеркал не должно быть острых и режущих кромок.

— исключение осколков, которые могут принести вред человеку, если зеркало разобьется.

— зеркало внутри салона не должно нанести вреда водителю и пассажирам при ДТП, допускается, чтобы оно складывалось или обламывалось у основания.

Большинство зеркал обзора не являются сложными по своему устройству. Основной состав – оптический элемент, корпус, кронштейн, и шарнирное устройство регулировки.

Оптический элемент (рабочая часть зеркала) – основная деталь, формирующая отраженное изображение. Существует несколько типов оптических отражателей: плоские, сферические и сфериксные (многосекционные).

— плоский – дает самую идеальную картинку, но из-за линейности передачи не дает полноты обзора.

— сферический – дает больший обзор, мертвая зона уменьшается, но несколько искажается передаваемое изображение, изменяет визуально дистанцию и геометрию предметов.

— сфериксный – содержит в себе две и более отражающих поверхностей. Часто в магазинах попадаются конструкции «зеркало в зеркале».

Отражающие поверхности отличаются по способу производства и могут быть как с внутренним отражающим слоем, так и внешним.

Недостатком зеркала с внутренним отражающим слоем является то, что многократное переотражение от внутренней и внешней поверхности дает некоторое размытие изображения, которое приводит к снижению резкости картинки. Такие зеркала более подвержены к загрязнению, капелька грязи, залетевшая на поверхность, будет видна не только с внешней, но и с внутренней стороны, обзор, конечно, ухудшается.

Внешний отражающий слой наносится на внешнюю поверхность зеркала, основой которой зачастую бывает не только привычное всем стекло, но и специально обработанный пластик. Изображение на таком зеркале не двоит, дает великолепную контрастную картинку, но из-за особенностей изготовления, отражающий слой бывает неустойчив к механическим воздействиям, особенно царапинам.

Внешние зеркала обзора снабжают обогревателями, для оттаивания льда, образовавшегося из-за погодных условий, снега и влаги. Нагрев происходит за счет подачи электроэнергии от бортовой электросети автомобиля. Остатки растаявшего льда испаряются за счет естественной конвекции воздуха.

Регулировка большинства внутренних зеркал и некоторых простых внешних осуществляется с помощью поворота на единственном шарнире. Иногда наружное зеркало имеет жестко связанный с корпусом рычажок, выведенный внутри салона автомобиля.

Более сложно исполненные конструкции обзорных зеркал имеют целую систему шарниров, которые позволяют отражающей поверхности поворачиваться под любым наклоном. Большинство зеркал такого исполнения обладают дистанционным управлением. Привода бывают тросиковыми, рычажными или электрическими. Тросиковый и рычажный привод работают по своему определению, а электрический обладает сервоприводами, поворачивающие зеркало в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Автомобильные зеркала заднего обзора прошедшие сертификацию, снабжаются знаком международного подтверждения в виде несмываемого логотипа или надписи, наносимого на корпус. Такой знак содержит информацию о стране-производителе, классе продукта, его номере.

Крепления зеркал, прикрепляемых к водостоку или торцу двери, в процессе работы обычно быстро разрабатываются, изнашиваются, и теряют свою неподвижность относительно корпуса. Поэтому лучше иметь рекомендуемые зеркала или штатные, рассчитанные конкретно под модель автомобиля.

Некоторые сфериксные зеркала с усиленной кривизной оптического элемента, используемые вместо штатного, имеют больший, чем обычно, угол обзора. Установив такое зеркало автолюбитель, обычно перестает пользоваться боковыми внешними приборами, но эта привычка становится опасной. Обзор дороги только через внутрисалонное зеркало заднего обзора, даже если оно панорамное, не может быть полноценным из-за наличия широких «мертвых» зон, которые образуются от задних стоек кузова автомобиля.

Существуют зеркала с установленным на отражающей поверхности еще одного, небольшого по величине зеркала, именуемого в народе «рыбий глаз». На самом деле, такое введение только ухудшает обзорность и вносит дополнительную «лишнюю» информацию, давая повторное искаженное отражение. Рассмотреть в таком зеркале детали можно только при неподвижно стоящем автомобиле, вибрация этого сделать не позволяет.

Отличить зеркало с внутренним отражающим покрытием от внешнего несложно. Достаточно приложить какой-либо предмет непосредственно к поверхности. Можно рассмотреть, если предмет касается отражения, то напыление внешнее, если имеется какое-то расстояние порядка 2-3 мм, следовательно, напыление нанесено с обратной стороны.

Перед приобретением, выбирая зеркало, обращайте внимание на следующее:


• На отражающей плоскости и корпусе не должно быть потеков краски, сколов, трещин и механических повреждений.

• Резиновые детали и уплотняющие компоненты должны быть достаточно упругими. Пересохшая резина не допускается.

• Болты, винты и скрепляющие детали должны иметь защитное покрытие.

• Торцы самого зеркала должны быть залиты слоем защитного лака, иначе после непродолжительной эксплуатации по краям появятся следы коррозии.

Правильность геометрической передачи можно проверить при выборе. Для этого достаточно вытянуть руку с зеркалом так, чтобы в отражении было видно край, допустим, прилавка, если этот край ровный, то зеркало линейное, если край идет с закруглением, зеркало обладает сферическим характером. Зеркало не должно иметь переменной кривизны.

Жесткость шарниров и кронштейнов проверяется так: плотно прижав крепление зеркала к столу, сильно ударить по столу. Если зеркало заметно вибрирует, то оно будет малоинформативным и при поездке по неровной дороге.

Точная регулировка проверяется принудительным воздействием на органы управления. Зеркало должно настраиваться без рывков, и четко фиксироваться. Удерживая крепление, надавите на край зеркала, поверхность должна сместиться при давлении в 1-1,5 кг. Если усилие на поворот меньше, есть вероятность, что отражающая поверхность при езде будет «уходить».

Настраивать зеркала заднего обзора стоит, следуя данному алгоритму:

— устройтесь на водительском кресле с комфортом так, как если бы находились в движении.

— отрегулируйте внутрисалонное зеркало так, чтобы середина обзора приходилась как раз на середину заднего стекла.

— по очереди отрегулируйте внешние приборы обзора так, чтобы в каждом была видна боковая сторона автомобиля. Линия горизонта примерно должна находиться в верхней части зеркала.

Не стоит экономить на оптических приборах заднего обзора, или использовать неисправные, некачественные зеркала. Такая «экономия» в будущем может выйти боком, ведь безопасность на дороге превыше всего.



Похожие записи:

Зеркала с функцией подогрева.
В разделе: Техническое обслуживание
Расскажем о зеркалах, снабженных функцией подогрева: визуальные особенности, механические свойства, тестирование в дорожных условиях.
Теги: зеркало
Комментарии (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!

Добавить комментарий